Причины замены военной службы альтернативной. Правила прохождения альтернативной гражданской службы. Алгоритм действий для замены службы в армии на АГС

Публикуем беседу с адвокатом, членом экспертного совета комитета Госдумы РФ по делам общественных и религиозных объединений, главным редактором журнала «Религия и право» Анатолием Пчелинцевым о ситуации с реализацией права на прохождение альтернативной гражданской службы по религиозным убеждениям.


Согласно Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Все мужчины – граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.

А как быть тем молодым людям, которые в силу своих убеждений не берут в руки оружия и не принимают воинскую присягу? С 2004 года у россиян появилась возможность, не поступаясь моральными принципами, исполнить свой конституционный долг, пройдя альтернативную гражданскую службу. Это – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы по призыву. Право на отказ от военной службы по убеждениям – общепризнанное на международном уровне, закрепленное в Конституции России и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе», является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации.

Гражданин может выбрать АГС в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Если верующие могут отказаться от службы в Вооруженных Силах, обосновав это своим вероисповеданием, то другие граждане вправе заявлять не о вере, а об убеждениях, несовместимых с военной службой. Убеждения могут быть пацифистские, философские, морально-этические и другие. Право пройти АГС вместо военной службы имеет не только верующий (к какой бы конфессии он ни принадлежал), но и любой гражданин, подлежащий призыву и не имеющий иных оснований для освобождения или отсрочки, если он желает защищать Отечество не в военной форме, а мирным трудом.

Сегодня срок АГС – 21 месяц (включая два отпуска), а для проходящих ее на гражданских должностях в организациях военной сферы – 18 месяцев, также с двумя отпусками.

Альтернативная гражданская служба – обычная трудовая деятельность в соответствии с Трудовым кодексом, но с некоторыми особенностями. В частности, альтернативщик не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях. Служащий, в отличие от солдата, имеет право на образование - по заочной или вечерней форме. В настоящее время те молодые люди, кому военную службу заменили на АГС, работают санитарами в больницах, диспансерах и домах-интернатах, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, почтальонами, дежурными на метеостанциях, пожарных командах и т.п.

Казалось бы, теперь тем, кто по своим убеждениям не может брать в руки оружие, принимать присягу, не стоит волноваться: отдать долг Отечеству можно мирным трудом. Однако зачастую призывные комиссии отказывают молодым людям в замене военной службы на альтернативную гражданскую.

Насколько это законно и о том, что делать, чтобы отстоять свои права, мы беседуем с почетным адвокатом России, старшим партнером Адвокатского бюро "Славянский правовой центр", доктором юридических наук, членом Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций и членом Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Анатолием Васильевичем Пчелинцевым.

- Анатолий Васильевич, кто может претендовать на замену военной службы альтернативной гражданской?

- Это четко прописано в части 3 статьи 59 Конституции РФ. Любой призывник, убеждения которого противоречат несению военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях, о которых вы уже упомянули. То есть это конституционное право каждого призывника.

- Кому могут отказать в предоставлении альтернативной гражданской службы?

- Ни в Федеральном законе об АГС, ни в Конституции РФ об отказе ничего не сказано. Главное, чтобы призывник за 6 месяцев до очередного призыва заявил о своем желании заменить военную службу гражданской. Отказать в этом человеку не имеют права. Единственный нюанс: призывник в своем заявлении должен объяснить, по каким мотивам он просит замены. Сама процедура носит заявительный, а не разрешительный характер.

Может ли на решение призывной комиссии повлиять вероисповедание конфессии, к которой принадлежит человек, или на первом месте все же должны стоять убеждения самого человека?

В нашей стране каждому гарантируется свобода совести и религии. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство всех людей перед законом. Нет разницы, к какой конфессии принадлежит человек. Все абсолютно равны. А убеждения человека, в том числе религиозные, могут носить индивидуальный и неповторимый характер, в ряде случаев и не совпадающих с позицией конфессии, к которой принадлежит молодой человек.

То есть даже если призывник не является членом какой-либо религиозной организации, он все равно имеет право на альтернативную гражданскую службу?

- Безусловно. Конечно, членство в религиозной организации – это важный фактор, это подтверждение того, что человек верует. Но у нас много, и так называемых свободных христиан, которые церковь не посещают, но имеют свои четкие, обоснованные религиозные убеждения. Кроме всего прочего, призывник может придерживаться пацифистских взглядов и не являться членом какой-либо религиозной организации. И в этом случае он также имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской.

- Должен ли призывник уже при постановке на воинский учет говорить о своих убеждениях?

- Как правило, сотрудники военкомата такие вопросы задают. При постановке на воинский учет говорить о своих убеждениях вовсе не обязательно, но если в будущем молодой человек планирует заявлять о праве на альтернативную гражданскую службу, то разумно сказать о своих убеждениях сразу.

Должен ли вуз или работодатель в характеристике для военкомата указывать, что молодой человек имеет какие-либо убеждения, к примеру, религиозные или политические?

Если эти убеждения носят глубокий характер, проявляются в повседневной жизни и характеризуют молодого человека, то почему нет? Но опять же, это необязательно. Еще и потому, что убеждения, вера – личное дело каждого. Так что отсутствие такой информации в характеристике или в автобиографии призывника ни в коем случае не должно быть основанием для отказа в предоставлении альтернативной гражданской службы.

Допустим, при рассмотрении заявления призывника ни члены призывной комиссии, ни, в дальнейшем, судья не увидели, что молодой человек обладает твердыми устоявшимися убеждениями. Как можно в этом случае доказать свои убеждения?

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» не требует никаких доказательств. Более того, если человека в военкомате или где-то еще, в том числе и в суде, просят доказать свои убеждения – это грубейшее нарушение Конституции РФ и российских законов. К сожалению, я знаю случаи, когда и сотрудники военных комиссариатов и судьи, не разобравшись в ситуации, отказывали в замене военной службы на альтернативную гражданскую. Это незаконно. Такие решения надо обязательно обжаловать, добиваться их отмены, вплоть до Европейского суда по правам человека. Кстати, ЕСПЧ в такой ситуации всегда становится на сторону призывника. Правда, стоит приготовиться к тому, что это займет много времени.

К примеру, и призывная комиссия, и суд отказали в предоставлении АГС. Человек призван на военную службу. Как в этом случае должно поступить командование воинской части?

Сложнее всего в этой ситуации будет как раз командирам воинской части. Как военнослужащий будет принимать присягу, если это противоречит его убеждениям? А согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» присягу обязаны принять все военнослужащие без исключения. Иначе они не смогут заступить в караул и на боевое дежурство, их нельзя привлекать к выполнению иных боевых задач. Это прямо написано в Федеральном законе. Поэтому когда в воинскую часть прибывает военнослужащий, который отказывается принимать присягу, брать в руки оружие, возникает очень серьезная проблема, которую вполне можно было бы избежать еще во время призыва.

Хотелось бы отметить, что альтернативная гражданская служба – такая же почетная, как и военная. Один из известнейших и почетнейших героев Великобритании кавалер Креста Виктории (высшая награда страны) капрал Уильям Харольд Кольтман – пацифист, отказавшийся брать в руки оружие и убивать врагов. Противник всякого насилия Кольтман, тем не менее, пошел на войну добровольцем. Он прошел всю Первую мировую войну санитаром. Вынес из-под огня и спас от верной смерти сотни солдат. А Крест Виктории ему был вручен после того, как во время одного из сражений Кольтман в течение 48 часов курсировал с передовой в тыл и обратно, вытаскивая на себе раненых.

В некоторых странах Западной Европы на АГС отправляется до 35 процентов призывников. Они успешно служат обществу в больницах, домах престарелых, включая благотворительные центры при религиозных организациях. В России альтернативную гражданскую службу проходят всего лишь не более полпроцента призывников. Это объясняется культурно-историческими традициями и отчасти игнорированием требований законов некоторыми сотрудниками военкоматов, которые препятствуют направлению призывников на данный вид государственной службы.

Беседовала Т. Кузьмина

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2020 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей - призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе .
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2020 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2020 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2020 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ):

Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми - миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);

Гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.

При этом само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).

Порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).

Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:

Заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

Заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия. В связи с этим сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).

Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.

О требованиях к составлению заявления

Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.

Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления

После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:

Анализирует заявление и приложенные к нему документы;

Выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;

Анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу

Вам могут отказать в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае (п. 4 ст. 12 Закона N 113-ФЗ):

Нарушения сроков подачи заявления;

Представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;

Представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;

В случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование

Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).

В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
"Военная коллегия адвокатов"

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 24.06.2019

Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы "Азбуки права" доступны в .

М.Г. Суховская, юрист

Как заменить военную службу на альтернативную гражданскую

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, выполняемой гражданами вместо военной службы по призыв уп. 1 ст. 1 Закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ (далее - Закон № 113-ФЗ) .

О том, что у российских граждан призывного возраста, которым претит вставать под ружье, есть конституционное право на такую замен уч. 3 ст. 59 Конституции РФ , наверняка знают все. Однако этим, как правило, все знания об альтернативной гражданской службе (АГС) и исчерпываются. Мы хотим восполнить этот пробел, ведь у многих наших читателей среди родственников или знакомых найдутся молодые люди, которым в скором времени светит армия. Тем более что близится окончание очередного срока, в течение которого можно подать заявление для замены военной службы на АГС. Но давайте обо всем по порядку.

Краткий экскурс в АГС

Гражданин вправе выбрать АГС вместо службы в армии, еслист. 2 Закона № 113-ФЗ :

  • <или> несение военной службы противоречит его вероисповеданию или убеждениям. Причем убеждения могут быть любыми - миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми и т. д.;
  • <или> он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Особенности замены для этой категории граждан мы рассматривать не будем.

Срок АГС существенно превышает годичный срок службы по призыв уподп. «д» п. 1 ст. 38 Закона от 28.03.98 № 53-ФЗ и составляет:

  • <или> 1 год 9 месяцев - при прохождении АГС в бюджетных организациях, подведомственных федеральным или региональным исполнительным ведомства мп. 1 ст. 5 Закона № 113-ФЗ , проще говоря - в больницах, учебных заведениях, музеях, библиотеках, на почте и т. д. (далее - Приказ № 110н) ;
  • <или> 1,5 года - при прохождении АГС в качестве гражданского персонала в организациях военной сфер ып. 2 ст. 5 Закона № 113-ФЗ , например в госпиталях, войсковых частя хприложение № 2 к Приказу Минтруда от 27.02.2014 № 110н (далее - Приказ № 110н) .

Самому себе выбрать место прохождения АГС и вид будущей работы нельзя. Их назначат с учетом образования, специальности, квалификации, опыта предыдущей работы, состояния здоровья, семейного положения, а также потребности организаций в трудовых ресурса хп. 5 ст. 4 , п. 1 ст. 14 Закона № 113-ФЗ .

В настоящее время в Перечне видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГСприложение № 1 к Приказу № 110н , 126 наименований - от грузчика и дворника до программиста, психолога, преподавателя и зубного врача.

В Законе говорится, что граждане проходят АГС, как правило, за пределами регионов, в которых они постоянно проживаю тп. 2 ст. 4 Закона № 113-ФЗ . Однако в этом случае им должно бесплатно предоставляться общежити еп. 3 ст. 20 Закона № 113-ФЗ . Но большинство организаций, в которых есть вакансии для «альтернативщиков», не могут выполнить это требование. Поэтому на деле бо´ ль -шую часть граждан, проходящих АГС, оставляют работать по месту их проживания.

Те, кто прошел альтернативную службу, зачисляются в запас Вооруженных сил РФ и не подлежат призыву на ежегодные военные сбор ыст. 24 Закона № 113-ФЗ .

Алгоритм действий для замены службы в армии на АГС

ШАГ 1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую служб уп. 1 ст. 10 Закона № 113-ФЗ .

Заявление подается в тот военкомат, где гражданин состоит на воинском учете, в следующие срок ип. 1 ст. 11 Закона № 113-ФЗ :

  • <или> до 1 апреля - если заявитель должен быть призван в армию в осенний призыв (то есть в октябре - декабре текущего года);
  • <или> до 1 октября - если он подлежит призыву весной будущего года.

Несоблюдение сроков подачи заявления - одно из оснований для отказа в его удовлетворени ип. 4 ст. 12 Закона № 113-ФЗ .

Заявление пишется в свободной форме в адрес призывной комиссии соответствующего муниципального образования. В заявлении можно как подробно, так и в общих чертах описать мотивы, побудившие гражданина выбрать АГС вместо службы в армии. При желании можно указать в заявлении одно или нескольких лиц, которые согласны подтвердить доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповедани юп. 2 ст. 11 Закона № 113-ФЗ . При этом хорошо бы пояснить, кем они приходятся гражданину (родителями, другими родственниками, коллегами, одноклассниками или однокурсниками, руководителями и т. д.).

К заявлению нужно приложить автобиографию и характеристику с настоящего или предыдущего места работы и (или) учебы гражданин ап. 2 ст. 11 Закона № 113-ФЗ . Другие документы прикладываются по желанию. К примеру, это могут быть копии документов об образовании, о состоянии здоровья заявителя и членов его семьи, о семейном положении, заявления лиц, подтверждающих достоверность доводов гражданина, справки или характеристики от общественных объединений, в том числе подтверждающие членство гражданина в них.

Заявление лучше подать лично в двух экземплярах, чтобы на втором работник военкомата сделал отметку о регистрации заявления во входящих документа хп. 3 ст. 11 Закона № 113-ФЗ .

ШАГ 2. Явиться с паспортом на заседание призывной комиссии, где будет рассматриваться заявление гражданин ап. 1 ст. 10 , п. 1 ст. 12 Закона № 113-ФЗ ; п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 28.05.2004 № 256 (далее - Положение) .

Такое заседание должно состояться в течение месяца (максимум - двух) со дня окончания срока подачи заявлени яп. 3 ст. 12 Закона № 113-ФЗ . О времени и месте заседания гражданина должны под расписку уведомить повесткой из военкомата не позднее чем за 3 календарных дня до даты заседания. Лиц, указанных в заявлении гражданина, никто извещать не будет, он должен сам обеспечить их явкупп. 19, 20 Положения .

Если гражданин не придет на заседание, его вызовут повторно. А если он дважды не явится без уважительной причины, то тем самым обеспечит себе отказ в удовлетворении своего заявлени яп. 23 , подп. «г» п. 26 Положения .

После того как комиссия заслушает аргументы гражданина и его свидетелей в пользу АГС, а также рассмотрит дополнительные материалы, она объявляет свое решение - либо положительное, либо отрицательно еп. 3 ст. 12 Закона № 113-ФЗ . Отказ комиссии направить гражданина на АГС можно обжаловать в судест. 15 Закона № 113-ФЗ .

Люди, прошедшие заседание призывной комиссии об АГС, советуют вести себя на ней максимально спокойно и уверенно. Надо просто доходчиво обосновать свой выбор в пользу АГС, подчеркивая, что у вас нет обязанности чем-то подтверждать или доказывать свои убеждения. Кстати, по данным Роструда, в 2014 г. было удовлетворено 97% поданных заявлений о замене армии на АГС.

В случае если призывная комиссия примет положительное решение, гражданин должен дождаться повестки, где будет указано, когда и куда он должен явиться, чтобы получить предписание на убытие к месту АГСп. 2 ст. 14 Закона № 113-ФЗ , а также удостоверение, учетную карту «альтернативщика» и билет до места прохождения АГС (если служба будет проходить за пределами региона проживани я)пп. 32, 33 Положения .

Особенности «альтернативных» трудовых отношений

ВНИМАНИЕ

Гражданам, поступившим на АГС, не может быть установлен испытательный срокп. 41 Положения .

Граждане, проходящие АГС, в трудовых правах мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда «альтернативщиков» направляют отдавать долг Родин ест. 349 ТК РФ . У них обычный 8-ча -совой рабочий день, они получают зарплату, что называется, согласно штатному расписанию, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и отпуск за свой счет в случаях, предусмотренных ТК РФ, подлежат социальному страховани юст. 17 , пп. 1 , , 5 ст. 20 Закона № 113-ФЗ . Во внерабочее время они могут обучаться по вечерней и заочной форме, при этом им предоставляются все установленные ТК РФ гарантии и компенсации для лиц, совмещающих работу с учебой. Единственный момент - обучающимся «альтернативщикам» не может быть установлено сокращенное рабочее врем яп. 6 ст. 19 Закона № 113-ФЗ . Кроме того, период нахождения в учебных отпусках не будет засчитан в срок АГСп. 5 ст. 5 Закона № 113-ФЗ . Одним словом, все как у людей.

В срок прохождения альтернативной гражданской службы также не засчитываютс яп. 5 ст. 5 Закона № 113-ФЗ :

  • прогулы;
  • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Но есть и некоторые особенности. В частности, «альтернативщики» не могу тп. 2 ст. 21 Закона № 113-ФЗ :

  • отказываться от исполнения трудовых обязанностей;
  • участвовать в забастовках;
  • совмещать АГС с работой в других организациях и заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • расторгать срочный трудовой договор по своей инициативе;
  • оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят АГС, в период установленного рабочего времени.

В заключение скажем, что уклонение от прохождения АГС считается преступлением и наказываетс яч. 2 ст. 328 УК РФ :

  • <или> штрафом до 80 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 6 месяцев;
  • <или> обязательными работами на срок до 480 часов;
  • <или> арестом на срок до 6 месяцев.

Могут быть расценены как уклонение от АГС, в частности, неявка без уважительной причины к месту прохождения службы в предписанные сроки, неоднократное самовольное оставление рабочего места, отказ заключить срочный трудовой договор с работодателем, досрочное увольнение с АГС путем обмана.

Нужно ли обосновывать, что несение военной службы противоречит убеждениям гражданина, если он подает на АГС?


Интересная дискуссия разгорелась под одним из наших прошлых постов - про коварный вопрос в военкомате, который задают тем, кто подал заявление на АГС. https://vk.com/stoparmy?w=wall-11355367_62054

Александр: почему все зациклены на позиции ненасилия? Ведь люди выбирают АГС по разным причинам. Мне может просто не нравится, что государство ставит свои интересы, выше моих и по этой причине я не хочу проходить службу и масса других причин может быть
А в большинстве своем люди просто не хотят проходить службу, без каких-либо причин и это факт

Евгений: без причин агс получить нельзя, к сожалению
Попова: можно
Евгений: нужны же убеждения
Евгений: Елена, нашел вот такое определение КСа: "право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на её замену альтернативной гражданской службой"

Действительно, Конституционный суд вроде бы не противоречит в данном случае позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)

ЕСПЧ признал, что неприятие военной службы, если оно мотивировано серьёзным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими и действительными религиозными либо иными убеждениями, представляет собой взгляды либо убеждения достаточных неопровержимости, серьёзности, последовательности и важности для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми статьёй 9 Конвенции (Bayatyan v. Armenia , no. 23459/03, § 110, ECHR 2011).
В указанном постановлении Большой палаты по делу Bayatyan v. Armenia Суд исходил из того, что предусмотренное статьёй 9 Конвенции право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может стать следствием наличия не только религиозных, но и иных убеждений, если они являются глубокими и действительными. Этот подход соответствует сложившейся практике конвенционных органов, согласно которой право на свободу совести (статья 9 Конвенции) охватывает не только религиозные, но и философские убеждения, например, пацифизм (Arrowsmith v. UnitedKingdom, no. 7050/75, CommissionReport,§ 69, 12 October 1978).

Благодарю Александра Передрука за подкинутую цитату из решений ЕСПЧ

Суд, в тч ЕСПЧ, - это важный инструмент в защите прав людей. Именно инструмент, а не истина в последней инстанции, господь Бог или что -то сверхъестественное, раз и на всегда неизменное. С этой точки зрения мнение ЕСПЧ на сегодняшнм этапе развития этого инструмента ОЧЕНЬ важно для того, чтобы успешно защищать базовые права человека.
Но инструмент развивается в ходе практики, следует за ней. В современной Финляндии уже нет необходимости доказывать и даже излагать убеждения, по которым человек предпочитает альтернативную гражданскую службу военной. Подразумевается, что если человек предпочитает службу, срок которой длиннее военной, то уже это означает, что он идет на это из каких -то внутренних глубоких убеждений. И нечего лезть человеку в душу,заставляя его излагать убеждения.

В сегодняшней Финляндии (как, кстати было и в Германии незадолго до отмены призыва) любой человек, заявивший о желании пройти АГС вместо военной службы, без проблем получает желаемое. Популряность военной службы среди призывников в Финляндии несравненно выше, чем была в Германии, где в последние годы существования призыва 2/3 призывников выбирали АГС.
Итоги разные: в Германии призыв был отменен, а в Финляндии он сохраняется и отменять его не планируют. Знаете, как объясняют в Финляндии сохранение призыва? Тем, что считают опасным давать в руки оружие исключительно тем людям, которые этого очень хотят. Потому что это подозрительно.

Мой ответ суду (любому) по поводу того, что призывник якобы должен обосновать, что его убеждениям противоречит несение военной службы, что он должен донести суть своих взглядов, показать, что у него есть непреодолимое препятствие морального характера к прохождению военной службы, как ни сранно очень похож на то, по какой причине в Финляндии сохраняют призыв.

Я вот убеждена, что ситуация, когда человек, не желающий служить в армии, должен обосновывать это какими-то теориями - это абсурдная ситуация. Потому что согласно моим глубоким убеждениям, как раз нормально и очень по-человечески, когда человек не хочет по воле каких -то посторонних лиц уезжать из дома и делать вещи, которые ему навязывают, жить в дали от дома, в казарме, носить форму, ходить строем, учиться стрелять да и вообще любые вещи,которые ему навязывают, которые он не выбрал сам осознанно, тем более военную службу.

Вот если человек по каким то причинам заявляет о своем желании служить в армии, то надо насторожиться: что заставляет человека добровольно пойти на ограничение своей свободы. А я думаю, что никто не будет ставить под сомнение, что служба в армии - это ограничение свободы человека (он не может покинуть воинскую часть свободно, он не может делать массу вещей, которые он делает, находясь не на службе). На мой взгляд, человек должен внятно обосновать, почему он сремится попасть на военную службу. Может это связанно с его психологическими травмами или проблемами? Из всех молодых людей, которые решили пойти на военную службу "добровольно" самыми распространенным внятным ответом было: "Чтобы военкомат от меня отстал".
Я ни разу не слышала в приватных беседах версии про "родину защищать". Были еще такие несколько инфантильные ответы: "Ну решил посмотреть, как там, в армии"

Когда говорят, что простое нежелание проходить военную службу - это еще не основание дать возможность проходить альтренативную гражданскую службу вместо военной - это, на мой взгляд, садо-махохистский взгляд на мир и извращение. Те человек заявляет, что ему глубоко неприятно это действие, - военная служба, -но номенклатурная система упорно пытается его туда загнать, сообщая, что у человека не достаточно оснований, чтобы не делать это.

При этом очевидно, что слова про обязанность защиты отечества- это лишь "фиговый листочек"для номенклатурной (чиновничьей) системы для прикрытия своего страстного желания заставить всех подчиняться.
Но это уже тема для отдельного поста про такой способ мышления.

Полагать, что человек должен доказывать, что он имеет право не служить в армии по убеждениям - это перевернутый мир. Это все равно, что человек должен доказывать, что он имеет право ходить на ногах, а не на руках.
При желани, конечно, можно доказать, что ходить на руках безопасней для людей, тк если что-то упадет сверху, то попадет не на голову, а совсем на другое место.
Практика обязывания служить в армии - есть порочная и вредная практика для личности, для человека, для многих и многих молодых людей, а значит и для общества в целом.

Нет, если есть люди, которым там понравилось - это их личное дело, а также возможно, тема для работы психолога. Но не надо навязывать это как норму поведения всем.

Я вот считаю, что служить в армии - это не нормально. В моем личном представлении. Почему не нормально? Ну не знаю, а почему не нормально взять и начать ходить в купальнике по улице или в одежде, надетой на изнанку? Или взять и начать подбегать к людям на улице и что-то сообщать им в лицо (например, что солнце взошло).Или вдруг имея жилье, решить спать по ночам на лестничной площадке, а не дома.
Такое поведение воспринимается как странное, хотя по сути оно никому не наносит вреда. Многие юродивые именно так и делали. В психиатрической практике встречались случаи, когда человек ставил полки поперек двери и говорил, что очень полезно тренироваться и перешагивать через них постоянно.
По мне так служить в армии - это тоже очень странное поведение, но гораздо менее безвредное, чем приведенные примеры.. Является ли желание служить в армии проявлением психической нормы или следствием отклонения от нормы - решать в каждом конкреном случае не мне, а специалисту (психологу или психиатру).
Но я вот воспринимаю службу в армии именно как очень странное и небезвредное поведение.

Вот интересно, это мое глубокое убеждение является, следуя формулировке Конституционного суда, просто "отрицательным представлением о военной службе и нежеланием в связи с этим проходить военную службу" или является "убеждением, которому противоречит несение военной службы"?

Ей Богу, господа члены призывных комиссий! Вы бы вместо того, чтобы заниматься словоблудием и поиском разницы между этими формулировками, взяли бы да и заменили военную службу на гражданскую всем, кто подает заявления! Ведь сами понимаете, что в армию человек все равно не уйдет, будет с вами судиться до 27 лет.А то еще и до ЕСПЧ дойдет. Вот вам лично это надо, господа патриоты? А справкой, которой вы грозитесь вместо военного билета, такой отказчик будет только гордиться.

Никакой реальной "угрозы безопасности страны" отказчик от военной службы, к тому же подающий заявление на АГС, не представляет, тем более, что даже говоря на языке законодательства, альтернативная гражданская служба, наряду с военной службой является формой реализации обязанности граждан по защите отечества. Достаточно вчитаться в смысл ст 59 Конституции РФ декларирующая обязанность защты отечества его гражданами. Конституция не исключает альтернативную гражданскую службу из понятия "защита отечества". На этом же принципе стоит ФЗ"Об альтернативной гражданской службе". А в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" вообще недвусмысленно утверждается: "Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".