Независимая переменная. Зависимые переменные Зависимые независимые и дополнительные переменные

Поскольку написание выпускной работы, и магистерской или кандидатской диссертации практически всегда предполагает сбор эмпирических данных, то обратимся к этому аспекту планирования исследования. Важно учитывать, что с увеличением объема и сложности эксперимента далеко не всегда увеличивается объем информации, которую можно будет получить. Поэтому необходимо выбрать оптимальный набор регистрируемых переменных, продумать меры, которые помогут уменьшить влияние неконтролируемых переменных.

Начать можно с составления перечня переменных, которые вас интересуют, которые важны для вас. Затем проанализировать этот перечень и выделить в нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые, которые вы сможете измерить, обнаружить и не сможете. В ряде случаев могут оказаться полезными или незаменимыми математические методы планирования эксперимента. В других - они не смогут вам помочь в решении основных вопросов.

Уточним основные термины, которые будут употребляться далее. Каждое изучаемое явление имеет множество признаков, по которым мы можем узнать его, отличить от других явлений. Психические явления, хотя непосредственно и не наблюдаемы, также имеют признаки и поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Психологическое исследование непременно связано с выделением признаков (существенных для предмета исследования), регистрацией их наличия или отсутствия, определенной степени выраженности. Чтобы зафиксировать проявления признака исследователь использует те или иные показатели выраженности признака. Показатель - то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В качестве синонима термина «показатель» нередко используют заимствованный из технических наук термин «параметр », параметр - величина, характеризующая какое-либо свойство системы, устройства.

К числу основных понятий планирования эксперимента и обработки данных относится также понятие «переменная ». В математике под переменной называют величину, которая может по условиям задачи принимать разные значения. В общем случае, переменная - это то, что изменяется, то, что подвер­жено увеличению и/или уменьшению с течением времени. Хотя большинство переменных рассматривается как неко­торые "предметы", которые претерпевают изменения, это, строго говоря, аб­стракция. Примеры переменных: одной из переменных звукового тона является его интенсивность, одной из переменных теста является его трудность.

Независимая переменная - любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В экспе­рименте - любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние назависимую переменную (перемен­ные).


Зависимая переменная - любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или болеенезависимых переменных. В математике это понятие "зависимости" хорошо представлено выражением типа у = f (x), где значения у зависят от значений х.

Полномочная (проксимальная) переменная - это переменная, ис­пользуемая в качестве косвенного измерения другой переменной, когда вто­рую переменную трудно измерить или непосредственно наблюдать. Напри­мер, частоту злоупотребления уличными наркотиками трудно измерить, но она может быть охарактеризована через полномочную переменную - число госпитали­заций по поводу передозировки наркотиков.

Промежуточная переменная - внутренняя переменная, которая не оценивается непосредственно, но свойства которой могут быть выведены и проинтерпретированы на основании систематических измененийнезависи­мой переменной и наблюдения сопутствующих изменений взависимой пе­ременной. Гипотетические компоненты во многих теориях являются по сути промежуточными переменными, например, психоди­намическое понятие «сила эго» или бихевиористское понятие «связь между стимулом и реакцией». В таких случаях невоз­можны никакие прямые измерения этих внутренних переменных; скорее, они интерпретируются как скрытые факторы, которые "вмешиваются" в отноше­ния между определенными стимульными условиями (независимыми перемен­ными) и определенными моделями поведения (зависимыми переменными).

В ходе опыта, эксперимента, измеряя тот или иной показатель или фиксируя в наблюдении проявление некоторого признака, психолог получает конкретное значение показателя у отдельного испытуемого. Совокупность значений всей показателей заносится в протокол данного испытуемого. Совокупность всех собранных в ходе эмпирического исследования данных образует массив данных .

Например, в ходе изучения коммуникативной компетентности начинающих менеджеров нами было задумано сопоставить показатели компетентности с уровнями развития вербального и невербального интеллекта. В этом случае уровни развития вербального и невербального интеллекта, как и характеристики коммуникативной компетентности, выступают для нас признаками, которые, предположительно, имеют существенные связи между собой. Измерив у наших испытуемых уровни вербального и невербального интеллекта, - например, по методике Д.Векслера - мы получим показатели интеллекта для каждого испытуемого. По завершении обработки результатов тестирования по методике Векслера мы для каждого испытуемого получим значение показателя уровня развития вербального и невербального интеллекта. Каждое подсчитанное число является значением соответствующего показателя (уровня развития вербального и невербального интеллекта).

Планирование сравнительного анализа

Необходимо уже на начальном этапе планирования принять решение - какие виды обработки полученных данных вы будете использовать. Если вы целенаправленно изучаете проявление некоторого психического качества в других психических явлениях, и это качество можно измерять, фиксировать, или оно относится к достаточно явным характеристикам человека (полу, возрасту и т.д.), то у вас есть возможность провести сравнительный анализ. Сравнение часто проводят следующими способами:

1) Берут для сопоставления две или более возрастные группы, социальные групп и т.п. Две сравниваемые группы могут быть рассмотрены как полярные, если вы выделите их в вашей выборке по некоторому признаку, взятому в качестве основания для деления, таким образом, что выраженность этого признака будет разнонаправленной у сравниваемых групп. Например, люди с более высокой и более низкой тревожностью, интравертные и экстравертные.

2) Для деления могут быть использованы существующие нормы, установленные по более широкой выборке. Но чаще полярные группы выделяют относительно средней величины данного признака у своей выборки. Обычно более определенные выводы получаются, когда всю группу (выборку) делят не на две части, а на три - выделяют подгруппу со средней выраженностью качества (по которому делят группу на подгруппы). Понятно, что при этом многие различия между полярными (крайними) группами становятся более яркими. Двум полярным группам уделяют основное внимание.

3) Исходя из гипотетических предположений или опираясь на имеющиеся данные, берут одну часть выборки в качестве экспериментальной группы (например, группу лиц с высоким уровнем самореализации или групп лиц, обладающих выраженными экстрасенсорными способностями), а другую - в качестве контрольной. При этом контрольную группу образуют представители той части популяции, у которой рассматриваемое качество выражено на среднем уровне, т.е. как у большинства людей (например, средний уровень самореализации), или изучаемое качество отсутствует (например, экстрасенсорные способности). Если оценивается влияние какого-либо воздействия (обучающего, коррекционного…), то экспериментальную группу образуют те, кто был объектом этого воздействия; в контрольной группе - те, кто не находился под данным воздействием. Экспериментальная и контрольная группа должны быть уравнены по всем значимым параметрам (по возрасту, уровню образования, уровню здоровья, социальной принадлежности или другим) параметрам, могущим оказать влияние на изучаемое явление.

Наличие экспериментальной и контрольной групп в выборке открывает богатые возможности для сравнения. Сравнение - универсальный метод, краеугольный камень научного анализа. Определив, какой вид сравнения может привести к наибольшему эффекту, продумайте, какие математические методы и процедуры вы сможете применить для всей выборки и для подгрупп.

Что касается типологии, то для ее поиска вряд ли целесообразно включать в выборку лиц, весьма схожих по целевому признаку или представляющих полярные степени его выраженности. Например, если вы зададитесь целью обнаружить типы коммуникаторов в определенной сфере практики, то не стоит составлять выборку из только умелых или только неумелых, или из весьма умелых и весьма неумелых коммуникаторов, т.е. лиц с полярной выраженностью качества. В вашей выборке должны быть представлены различные слои и категории генеральной совокупности. Это может быть достигнуто при случайном отборе; тогда принцип случайного отбора должен быть продуман, иначе в вашей выборке может оказаться значимо больше одних или других. Например, особенность экспериментальной ситуации может быть такова, что желание принять участие в эксперименте чаще будут выражать умелые коммуникаторы (возможно, им будет приятно продемонстрировать свои качества) или неумелые (потому что будут надеяться получить по ходу эксперимента некоторую психологическую помощь).

Экспериментальные переменные. Переменные – параметр реальности, который изменяется в экспериментальном исследовании.

Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной , а фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимая переменная.

Независимые переменные:

1. Характеристика задания (стимульный материал задания, тип ответа испытуемого, шкала оценивания, инструкция)

2. Особенности ситуации. Они непосредственно не входят в структуру задания, но могут контролироваться экспериментатором (температура помещения, освещенность, шум, окраска стен, время суток и т.п.)

3. Особенности испытуемого (физиологические, психологические, социальные признаки).

Зависимые переменные – параметры вербального и невербального поведения испытуемого:

1. Формально-динамические (точность, скорость, темп, продуктивность и т.д.)

Виды зависимых переменных:

1. Одномерная – регистрируется один параметр, например, время реакции.

2. Многомерная – несколько параметров фиксируются независимо, например, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется во время решения задачи, трудности решенной задачи.

3. Фундаментальная – параметры рассматриваются как аргументы функций, например, уровень агрессии как функция отдельных ее проявлений в мимике, поведении, общении.

Между зависимыми переменами существует 6 видов отношений:

1. Отсутствие зависимости.

2. Монотонно возрастающая.

3. Монотонно убывающая.

4. Нелинейная зависимость U-образного типа.

5. Инвертированная U-образная зависимость.

6. Сложная квазипериодическая зависимость.

Дополнительные переменные (внешние, побочные) называются переменные, которые мешают экспериментатору (фактор времени, фактор задачи, фактор индивидуальных различий и т.п.)

Особенности естественного и искусственного экспериментов. Естественный эксперимент (или дублирующий реальный мир) проводится в условиях обычной жизни испытуемых.

Например, эксперимент по исследованию эффективности работы в зависимости от использования наушников, снижающих шумовой фон на работе.

Независимая переменная: использование/неиспользование наушников ткачихами.

Зависимая переменная: эффективность работы.

Особенности:

1. Проводится в естественных условиях реального мира.

2. Может быть распространен только на данного испытуемого, т.е. слишком конкретен.

3. Имеет практическую цель.

Искусственный эксперимент (лабораторный) проводится в сконструированных исследователем условиях, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых.



Например, исследование особенностей при посадке в аэропорт города, расположенного на плоскости и город на склоне в 3 градуса. (Исследование осуществляется с помощью тренажера для пилотов).

Независимая переменная: город на плоскости или на склоне.

Зависимая переменная: высота полета.

Особенности:

1. Позволяет достичь относительной стабилизации уровня побочных переменных.

2. При правильном планировании результаты имеют всеобщее значение.

3. Возможность «сжатия» во времени и получение быстро всех необходимых проб.

4. Возможность вводоосложняющих переменных, чтобы приблизить к реальности.

Изоляция и контроль независимых переменных. Контроль переменных – стратегии планирования эксперимента для максимизации его валидности.

Изолируя одну переменную от другой можно в идеальном эксперименте, можно попытаться это сделать в лабораторном эксперименте.

Реально исследователь сталкивается со смешением побочных переменных с независимой переменной. Например, в экспериментах со слухом – это дополнительный шум в помещении; со зрительным восприятием – это освещенность и зрительный фон.

Виды изоляций:

1.Изоляция от социальных переменных .

В США изучали природу мотивации.

Гипотеза: когда награду можно получить совсем без усилий или при умеренном усилии, то предпочитают последнее.

В результате эксперимента 60% шариков девочки получали, работая и 40% - бездействуя.

Независимая переменная – работать или не работать.

2. Изоляция от отвлекающих переменных.

В США исследовали направленность обоняния.

Гипотеза: действует ли разница во времени, с которой запах достигает рецепторов каждой ноздри на локализацию источника запаха.



В результате установили дифференциальный порог различения – 0,5 мс

Независимая переменная – время подачи.

3.Контроль сопутствующего смешения .

Изучение действия новых лекарственных веществ обычно проводится на животных (крысы).

В результате для контроля воздействия другой группе вводят плацебо – нейтральное вещество, используемое в экспериментах для контроля или «пустое воздействие», о котором не предупрежден испытуемый (эффект плацебо) .

4. Использование в эксперименте более чем одной контрольной группы.

Применяется для определения влияния внешней переменной. Число контрольных групп должно быть N=n+1, где n –число внешних переменных.

Контрольные группы ставятся в условия, в которых исключается действие одной из внешних переменных.

Феномен спонтанной ремиссии – улучшение состояния через некоторое время без какого-либо воздействия.

Безупречный эксперимент. 1. Идеальный эксперимент. В нем устранены все источники систематических смешений и допускается изменение только независимой переменной. Все остальное остается неизменным.

Например, при таком эксперименте ткачиха должна была бы носить и не носить наушники в одно и то же время (для определения повышается ли эффективность работы при снижении шумового фона с помощью наушников).

Т.о. идеальный эксперимент предполагал отсутствие самого физического времени, поэтому он на практике не возможен.

2. Бесконечный эксперимент. В нем бесконечное число проб применяется к бесконечному числу испытуемых, что позволяет усреднить результаты изменений всех побочных переменных, влияющих на независимую переменную.

Однако это невозможно физически и бессмысленно, т.к. эксперимент нужен для того, чтобы сделать обобщение на ограниченном количестве данных.

3. Эксперимент полного соответствия. В нем уровни дополнительных переменных совпадает с изучаемой реальностью.

Например, пилоты после тренировки на тренажере должны были бы повторить посадку на двух тинах аэродромов. Тогда бы мы узнали, действительно ли искусственный эксперимент соответствует реальному.

Такой эксперимент возможен, но бессмысленен.

Т.о., все 3 вида безупречного эксперимента нереальны, но они значимы теоретически для более точного определения недостатков реального эксперимента.

Понятия обобщения, репрезентативности, валидности . Эксперимент – проведение исследования в условиях заранее запланированных изменений с целью получения результатов, которые можно обобщить.

Обобщение достигается 2 способами:

1. Изоляция независимой переменной.

2. Дополнительные переменные должны соответствовать их уровням в реальности.

Репрезентативность – степень приближения реального эксперимента к одному из видов безупречного эксперимента, который служит образцом.

Например, эксперимент с ткачихами. Большая репрезентативность достигается при чередовании недель 101010, чем при 111000, где 1- работают с наушниками, 0 – работают без наушников, т.к. ближе к идеальному эксперименту.

Эксперимент с тренажером более репрезентативен, чем при эксперименте с городом, нарисованном на бумаге, т.к. ближе к эксперименту полного соответствия.

Эксперимент с большим количеством недель (с ткачихами и наушниками) более репрезентативен, т.к. ближе к бесконечному эксперименту.

Т.о., чем лучше в эксперименте представлена изучаемая реальность, тем он более репрезентативен.

Валидность – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с безупречным экспериментом. Чем выше репрезентативность, тем выше валидность.

Валидность может быть:

1. Внутренняя – результаты эксперимента сравниваются с результатами бесконечного эксперимента. Ее повышение связано с устранением действия побочных переменных (фактор времени, фактор задачи, фактор индивидуальных различий).

Т.о., внутренняя валидность – достоверность интерпретации связи между причиной и следствием.

2. Внешняя – результаты эксперимента сравниваются с результатом эксперимента полного соответствия, т.е. возможность переноса результатов на реальный мир.

Достижение полной внешней валидности невозможно. Факторы, угрожающие ей, связаны с особенностями объекта исследования.

Факторы, угрожающие валидности. 1. Фактор времени.

Побочными переменными являются события, происходящие в период между двумя тестированиями. Влияние этого фактора снижает чередование условий независимой переменной. Однако создание константных условий (например. проведение эксперимента в одно и то же время суток) не позволяет полностью избежать эффекта смешения. Поэтому данные, полученные при константных условиях внешних переменных можно переносить только на те ситуации, имеющие такие же уровни внешних переменных.

2. Фактор задачи.

а) Эффект тестирования. Уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых экспериментальному воздействию под влиянием тестирования.

б) Условия проведения исследования вызывают реакцию испытуемых на эксперимент. Поэтому его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участие в эксперименте.

в) Взаимодействие состава группы и содержания экспериментального воздействия вызывают определенные артефакты.

г) Эффекты последовательности. В многосерийном эксперименте первые воздействия влияют на последующие. Может наступить научение или торможение. Для их устранения применяют планирование.

3. Фактор индивидуальных различий.

Испытуемые могут различаться по возрасту, полу, умственному развитию, поведению, стилю выполнения заданий. Они могут неравномерно выбывать из групп, развиваться со временем. Надежность результатов повышается за счет увеличения числа испытуемых и их рандомизации.

4. Действие второй (n-ой) переменной.

Эксперимент с шариками (когда его можно было получить просто так и совершая простое задание), но в эксперименте участвуют белые мальчики. Т.о. имеем переменные:

1 переменная – работать/не работать

2 переменная – культурный фон.

5. Предубеждения экспериментатора.

Это ожидания относительно результатов эксперимента, нежелание учитывать некоторые данные как якобы полученные при нетипичных условиях.

Зависимая переменная

Вместе с планированием особенностей независимой переменной исследователь должен определиться с тем, какова или каковы в его исследовании будут зависимые переменные. Другими словами, что именно должно меняться в поведении испытуемых под действием разных уровней независимой переменной.

Если независимую переменную исследователь задает и контролирует в исследовании, то зависимую переменную он измеряет. Чем точнее и адекватнее будет измерена зависимая переменная, тем точнее будет ответ на вопрос, действительно ли изменение независимой переменной ведет к изменению зависимой или же между ними нет никакой связи.

Планируя эксперимент, крайне важно операционализировать зависимую переменную, т.е. дать ей операциональное определение - четко описать набор действий и операций испытуемых, которые позволят установить сам факт проявления и уровень выраженности зависимой переменной. При этом необходимо определиться с тем, как именно измерять зависимую переменную - будет ли это самоотчет, должен ли будет испытуемый продемонстрировать какие-то умения (например, успешно решать задачи) или же он должен только дать оценку некоторому явлению (например, оценить в баллах успешность решения задач другими людьми). Важно заранее определить, в каких шкалах будут измерены реакции испытуемых. Так, в нашем примере успешность решения задач может быть измерена числом правильных решений, или числом успешно решенных задач в единицу времени, или количеством времени, затрачиваемым на решение каждой отдельной задачи, или числом тупиковых ходов в решении каждой задачи, или сложностью используемых методов решения. Какой или какие способы измерения выбрать, исследователь решает, исходя из общетеоретических представлений о процессах решения задач и из требований методов статистической обработки данных.

Таким образом, в эксперименте может быть использован один или несколько способов операционализации зависимой переменной. Использование нескольких разных онерационализаций повышает уверенность в том, что полученный результат не случаен, что зафиксированные в результате эксперимента изменения зависимой переменной вызваны не возможной ошибкой измерения, а именно независимой переменной. Различные проявления одной и той же независимой переменной принято обозначать как ее концептуальные репликации.

Итак, планирование этапов исследования, связанных с выявлением влияния независимой переменной, начинается с продумывания способов наиболее адекватной операционализации и измерения зависимой переменной. Для этого пригодятся все те знания, которые вы приобрели, знакомясь с темой "Наблюдение" (по вопросу операционализации теоретических конструктов) и разделом "Измерения в психологии".

Дополнительные и побочные переменные

Как вы уже знаете, для того чтобы доказать, что некоторое событие (независимая переменная) является причиной изменения другого события (зависимой переменной), необходимо не только проверить, изменится ли зависимая переменная под действием независимой, по при этом устранить и влияние всех других факторов, которые тоже могли бы изменить зависимую переменную. Контроль таких факторов называется контролем третьих переменных.

Так, при исследовании влияния подсказки на решение математических задач исследователь не может избавиться от того факта, что испытуемые делятся па юношей и девушек, и девушки гораздо чаще, чем юноши, впадают в ступор от вида цифр и знаков математических операций. Как следствие, они либо отказываются решать задачки, либо пишут ответ наугад, что сводит на нет воздействие подсказки. В данном исследовании пол будет одной из дополнительных (побочных) переменных, которая может повлиять на успешность решения задачи наряду с изменением независимой переменной - введением подсказки. Поэтому исследователь обязательно должен проконтролировать, по какой причине меняется успешность решения задач - под действием подсказки или из-за половой принадлежности.

Существует несколько способов такого контроля.

Во-первых , можно ограничить свое исследование, набрав в выборку только юношей. Но такое ограничение не позволит изучить то, как влияет подсказка на решение задач девушками, результаты можно будет использовать только для подсказки юношам.

Во-вторых, можно уравнять количество юношей и девушек в выборке. Это тоже способ контроля, при котором влияние имеет только независимая переменная (подсказка), потому что поло-ролевой состав испытуемых при решении задач с разными подсказками будет одинаковым.

И наконец, в-третьих, можно собрать результаты со всех юношей и девушек и посмотреть, есть ли разница в решении задач юношами и девушками. Если разницы нет, значит, успешность решения можно объяснять влиянием подсказки. Если же разница присутствует, то нужно продолжать исследования для того, чтобы понять, что именно влияет на успешность решения задач - подсказка или пол испытуемого, или совокупность этих факторов (когда подсказка эффективнее используется только юношами или только девушками).

Но сути, побочные переменные - это такие дополнительные переменные, которые не были проконтролированы исследователем. Это может происходить по разным причинам. Исследователь может не знать о существовании побочной переменной или о ее возможном влиянии (как в нашем примере, когда исследователь не знал, что не состояние воздуха в помещении, а отравление во время обеденного перерыва повлияло на успешность решения задач испытуемыми). В другом случае технические возможности проведения эксперимента могли бы исключать возможность контроля побочной переменной. Например, если исследование проводится среди машинистов метрополитена, среди которых не может быть ни одной женщины, влияние пола проконтролировать невозможно, и оно останется побочной переменной до тех пор, пока не появится некоторое количество машинистов -женщин.

Для того чтобы оцепить все необходимые дополнительные переменные и предусмотреть влияние максимального количества побочных переменных, исследователь должен как следует изучить литературу, связанную с его областью исследований. В этой литературе как раз он и может почерпнуть информацию о том, какие известны факторы, влияющие на его зависимую переменную. Чем подробнее проработана литература по вопросу исследования, чем лучше изучены данные о других подобных экспериментах, тем больше исследователь знает о том, какие факторы ему самому стоит проконтролировать и каким образом.

В самом общем виде источники дополнительных и побочных переменных можно разделить на три большие группы:

  • - связанные с индивидуальными особенностями испытуемых;
  • - связанные с личностью исследователя;
  • - связанные с тем, как организована сама процедура исследования.

Влияние личностных особенностей испытуемых практически никак

нельзя устранить из процедуры исследования. Поэтому при планировании исследования его автор на основе литературных данных должен выделить те личностные особенности, которые могут повлиять па его зависимую переменную, и по возможности стабилизировать их влияние.

Помимо личности испытуемых, на результаты их работы в эксперименте способны повлиять их установки по отношению к исследованию и исследователю. К числу наиболее известных таких установок относятся боязнь оценки, боязнь сообщить о себе слишком много личной информации. Здесь люди в лучшем случае прямо отказываются участвовать в эксперименте, а в худшем случае они намеренно выполняют задание плохо, выбирают заведомо непосильные задачи, нарушают инструкцию, отвечают на вопросы наугад - в общем, делают все, чтобы исследователь не смог получить никакой достоверной информации из результатов их работы. Даже полный провал более желателен для таких испытуемых, поскольку они будут оправдывать себя тем, что результаты исследования не отражают их истинных особенностей и способностей, ведь они старались выполнить задание как можно хуже. Такая установка искажает результаты исследования, занижая истинные возможности испытуемых.

Другой полюс установок испытуемых - желание показать себя с лучшей стороны, желание помочь экспериментатору. Многие люди осознанно или неосознанно стараются в ситуации исследования (оценки) выполнить задание гораздо лучше, чем они бы это сделали в повседневной жизни. Они дают социально одобряемые ответы, стараются догадаться о гипотезах исследователя, чтобы справиться наилучшим образом, а не так, как они бы это делали обычно. Эта установка также искажает измерение зависимой переменной, завышая результаты.

Влияние личности исследователя па результаты исследования довольно многообразно, и к тому же оно очень трудно контролируется. К факторам, которые влияют на особенности ответов испытуемых, относятся пол экспериментатора, его внешний вид, особенности речи и невербального поведения. Самым изученным фактором, который влияет на результаты работы испытуемых, является желание экспериментатора подтвердить свою гипотезу. В психологии широко известен эффект Пигмалиона. Он уже упоминался нами в главе, посвященной методу наблюдения. По-другому он называется эффектом Розенталя. Он назван так в честь американского психолога Р. Розенталя, впервые детально исследовавшего этот эффект.

Суть эффекта состоит в том, что, когда экспериментатор знает цели и гипотезу исследования, его гипотезы подтверждаются существенно чаще, чем у тех экспериментаторов, которые проводят исследование, не зная его гипотез. Для борьбы с этим эффектом используется двойной слепой метод, идея которого состоит в том, чтобы ни экспериментатор, ни испытуемые не догадывались об истинных целях и гипотезах исследования. Для этого планированием исследования занимается один ученый, а проведением - его помощник.

Другой способ снизить эффект Розенталя состоит в автоматизации процесса исследования путем предъявления материалов на мониторе компьютера, использовании видеопрезентаций и т.п. В этом случае внимание испытуемых направлено не на экспериментатора, а на экран, и особенности внешности и поведения экспериментатора в меньшей степени воздействуют на их поведение.

В любом случае подробная разработка процедуры исследования, включающая инструкции и порядок действий экспериментатора, вплоть до отдельных жестов и интонаций голоса, способствует тому, чтобы снизить влияние экспериментатора на результаты работы испытуемых.

Что касается особенностей процедуры исследования, то они тоже часто ведут к закономерным искажениям результатов. Эти искажения очень многообразны, и в каждом конкретном исследовании их нужно обдумывать отдельно. Тем не менее, есть некоторые устойчивые особенности процедуры проведения исследования, которые встречаются довольно регулярно. В первую очередь, сюда следует отнести временные эффекты и связанные с ними эффекты последовательности (о них мы поговорим более подробно в следующей главе).

Чем больше побочных переменных удается проконтролировать, тем в большей мере реальный эксперимент приближается к идеальному, в котором какие-либо третьи переменные отсутствуют вовсе. Говоря о качестве проведенного эксперимента, используют понятия надежности и валидности. Надежность и валидность - это две характеристики качества экспериментального исследования, отражающие его соответствие безупречному эксперименту. Чем выше надежность и валидность исследования, тем больше доверия вызывают его результаты и тем увереннее их можно применять в психологической практике.

Программные средства построения статистических моделей процессов биотехнологии

Конечная цель всякого исследования или научного анализа состоит в нахождение связей (зависимостей) между переменными. Не существует иного способа представления знания, кроме как в терминах зависимостей между количествами или качествами, выраженными какими-либо переменными. Таким образом, развитие науки всегда заключается в нахождении новых связей между переменными. Назначение статистики состоит в том, чтобы помочь объективно оценить зависимости между переменными.

Независимыми переменными называются переменные, которые варьируются исследователем, тогда как зависимые переменные - это переменные, которые измеряются или регистрируются. Термины зависимая и независимая переменная применяются в основном в экспериментальном исследовании, где экспериментатор манипулирует некоторыми переменными, и в этом смысле они "независимы" от реакций, свойств, намерений и т.д. присущих объектам исследования. Некоторые другие переменные, как предполагается, должны "зависеть" от действий экспериментатора или от экспериментальных условий. Иными словами, зависимость проявляется в ответной реакции исследуемого объекта на посланное на него воздействие.

Переменные различаются также тем "насколько хорошо" они могут быть измерены или, другими словами, как много измеряемой информации обеспечивает шкала их измерений. Очевидно, в каждом измерении присутствует некоторая ошибка, определяющая границы "количества информации", которое можно получить в данном измерении. Другим фактором, определяющим количество информации, содержащейся в переменной, является тип шкалы, в которой проведено измерение. Различают следующие типы шкал:

(a) номинальная,

(b) порядковая (ординальная),

(c) интервальная

(d) относительная (шкала отношения).

Соответственно, имеем четыре типа переменных: (a) номинальная, (b) порядковая (ординальная), (c) интервальная и (d) относительная.

- Номинальные переменные используются только для качественной классификации. Это означает, что данные переменные могут быть измерены только в терминах принадлежности к некоторым, существенно различным классам; при этом вы не сможете определить количество или упорядочить эти классы. Например, вы сможете сказать, что 2 индивидуума различимы в терминах переменной А (например, индивидуумы принадлежат к разным национальностям). Типичные примеры номинальных переменных - пол, национальность, цвет, город и т.д. Часто номинальные переменные называют категориальными.

- Порядковые переменные позволяют ранжировать (упорядочить) объекты, указав какие из них в большей или меньшей степени обладают качеством, выраженным данной переменной. Однако они не позволяют сказать "на сколько больше" или "на сколько меньше". Порядковые переменные иногда также называют ординальными. Типичный пример порядковой переменной - социоэкономический статус семьи. Мы понимаем, что верхний средний уровень выше среднего уровня, однако сказать, что разница между ними равна, скажем, 18% мы не сможем. Само расположение шкал в следующем порядке: номинальная, порядковая, интервальная является хорошим примером порядковой шкалы.



- Интервальные переменные позволяют не только упорядочивать объекты измерения, но и численно выразить и сравнить различия между ними. Например, температура, измеренная в градусах Фаренгейта или Цельсия, образует интервальную шкалу. Вы можете не только сказать, что температура 40 градусов выше, чем температура 30 градусов, но и что увеличение температуры с 20 до 40 градусов вдвое больше увеличения температуры от 30 до 40 градусов.

- Относительные переменные очень похожи на интервальные переменные. В дополнение ко всем свойствам переменных, измеренных в интервальной шкале, их характерной чертой является наличие определенной точки абсолютного нуля, таким образом, для этих переменных являются обоснованными предложения типа: x в два раза больше, чем y . Типичными примерами шкал отношений являются измерения времени или пространства. Например, температура по Кельвину образует шкалу отношения, и вы можете не только утверждать, что температура 200 градусов выше, чем 100 градусов, но и что она вдвое выше. Интервальные шкалы (например, шкала Цельсия) не обладают данным свойством шкалы отношения. Заметим, что в большинстве статистических процедур не делается различия между свойствами интервальных шкал и шкал отношения.

С целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная - в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула , а зависимой - способность испытуемого ощущать этот стимул.

Виды связи между переменными

  1. Зависимая переменная не чувствительна к изменениям независимой.
  2. Монотонно возрастающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной.
  3. Монотонно убывающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня независимой переменной.
  4. Нелинейная зависимость U-образного типа - обнаруживается в большинстве экспериментов, в которых выделяются особенности психической регуляции поведения
  5. Инвертированная U-образная зависимость - получается в многочисленных экспериментах и корреляционных исследованиях.
  6. Сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Независимая переменная" в других словарях:

    Независимая переменная - Некий аспект экспериментальной ситуации, который находится под прямым контролем экспериментатора, наблюдающего за его возможным влиянием на поведение участников (см. Зависимая переменная). К примеру, разделение участников на группы, которым дают… … Большая психологическая энциклопедия

    НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ, см. ПЕРЕМЕННАЯ … Научно-технический энциклопедический словарь

    Независимая переменная - — см. Аргумент функции … Экономико-математический словарь

    независимая переменная - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN independent variable … Справочник технического переводчика

    Независимая переменная - (independent variabile) – переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения за её воздействием на другие, зависимые переменные. Например, ограничение скорости движения на дорогах есть независимая переменная, а число… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - (independent variable) переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия. Например, на некоторых дорогах может систематически ограничиваться скорость движения, а эффект измеряться с точки зрения статистики… … Большой толковый социологический словарь

    независимая переменная - nepriklausomasis kintamasis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. independent variable vok. unabhängige variable, f rus. независимая переменная, f pranc. grandeur indépendante, f … Automatikos terminų žodynas

    независимая переменная - nepriklausomasis kintamasis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. independent variable vok. unabhängige Veränderliche, f rus. независимая переменная, f pranc. variable indépendante, f … Fizikos terminų žodynas

    независимая переменная - Переменная, используемая для предсказания значений, объяснения, зависимой переменной. Синонимы: предиктор, объясняющая переменная. См. тж. зависимая переменная … Словарь социологической статистики

    Независимая переменная - – переменная, которая вызывает изменение другой (зависимой) переменной … Словарь-справочник по социальной работе