Какое наказание за курение на рабочем месте. Курение на работе: новые обязанности работодателя. Можно ли курить сотрудникам мвд

Курение является весьма распространенной вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были установлены специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова ответственность за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее - Федеральный закон № 87‑ФЗ ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах , в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Спорным является вопрос относительно возможности работодателя вообще запретить курение на работе. Некоторые специалисты отмечают, что такой запрет, установленный в локальном правовом акте, будет правомочен. Однако, на наш взгляд, из закона прямо следует право работника курить в специально отведенных для этого местах, а на работодателя прямо возлагается обязанность создать такие места. Кроме того, в рассматриваемых ниже актах предусматривается обязательное создание мест для курения, что подтверждает нашу точку зрения.

Что же касается времени для курения, это могут быть специально установленные работодателем для этого перерывы или любые другие перерывы для отдыха. Напомним, что в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска. Специально перерывы для курения не предусмотрены.

Места для курения

В первую очередь необходимо обратиться к нормам пожарной безопасности. Так, в п. 6 Правил пожарной безопасности (ППБ 01‑03) , утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 , устанавливается, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) в соответствии с приложением 1 к данному документу. Согласно приложению 1 инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В инструкциях о мерах пожарной безопасности среди прочих вопросов необходимо отразить вопросы, связанные с местами курения, применения открытого огня и проведения огневых работ. Кроме того, нормами п. 15 Правил пожарной безопасности на каждую организацию возлагается обязанность распорядительным документом устанавливать соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе должны быть определены и оборудованы места для курения. Таким образом, правила пожарной безопасности возлагают на работодателя обязанность определить в локальных актах и специально оборудовать места для курения.

К сведению:

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31‑05‑2003. Общественные здания административного назначения , принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 , в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04‑87 , утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 , температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16° C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001 , принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387‑ст . В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ , согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

На должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ . Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;

На должностных лиц - от 6 000 до 15 000 руб.;

На юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 100 до 500 руб.;

На должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что же касается работника, за нарушение им правил о курении, а именно за курение вне специальных мест или в неустановленное время, он может быть привлечен работодателем в предусмотренном порядке к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» данное определение дисциплинарного поступка конкретизировано. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). То есть запрет на курение вне специальных мест для курения или в неположенное время должен быть предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте. В противном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) на автозаправочных станциях.

Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?" Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1

Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2

Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:

— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);

— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

— чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);

— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:

— дисциплинарная;

— гражданско-правовая;

— административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

— должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. Таблицу).

Таблица. Отличия двух законов для работодателей

Старый закон (утратил силу с 01.06.2013)

Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013)

Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака

Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен

Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака

Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории

Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось

Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения

Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории

Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий)

Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ)

Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ

* * *

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Штрафовать работника за опоздания или другие прегрешения его руководство не вправе. А вот за курение на рабочем месте с недавних пор может и уволить.

"При приеме на работу мне было четко сказано: работаешь, пока не выйдешь замуж и не соберешься рожать. Как только - так сразу напишешь заявление", - рассказала "РГ" бывшая сотрудница одной из компаний. Действительно, девушке пришлось спустя пару лет уволиться.

"У нас ввели дурацкий дресс-код. Ну, ладно, форменные юбки и жилеты - это еще можно пережить. Но вписали нам в договор требование носить ярко-оранжевые колготки. И ведь носили, куда денешься! Хорошо, что через пару месяцев запасы их иссякли, а новые фирма закупать не стала. Честно сказать, мы их нарочно рвали", - поделилась молодая сотрудница другой солидной компании.

"А у нас ввели электронные пропуска, и теперь за двухминутное опоздание делают автоматические вычеты из зарплаты", - говорит еще один собеседник "РГ".

Работодатели, особенно если топ-менеджеры в фирме молодые, креативные, насмотревшиеся разных разностей на зарубежных стажировках, нередко привносят на нашу российскую почву всевозможные "новации". Ну и что, что в некоторых японских корпорациях все сотрудники перед началом рабочего дня дружно поют гимн родной компании? Это же вовсе не значит, что и нам всем надо повсеместно "внедрять" подобные методы для сплочения коллектива...

Определенные требования к работникам работодатель, конечно же, может вводить. На то и существуют правила внутреннего распорядка. Допустим, та же униформа (или дресс-код, если выражаться на новоязе) давным-давно существует и в России - у железнодорожников, в авиакомпаниях. Прижились требования типа "черный низ - белый верх и сбоку хитро завязанный платочек" и в банках.

Во всех перечисленных случаях введение стандарта в одежде оправдано - когда работаешь с людьми, и обеим сторонам удобно, если тебя легко узнать "по одежке". Только вот чтобы это требование было в рамках закона, во-первых, оно должно быть прописано в правилах внутреннего распорядка и включено в текст трудового договора. А во-вторых, снабжать форменной одежкой (включая те же оранжевые колготки...) своих работников должна фирма. И никаких вычетов из зарплаты.

Что касается требования не иметь "беременного" живота, держать вес, не носить бороду (случается в компаниях и такая экзотика!) - это уже входит в прямое противоречие с трудовым законом. Более того, за несоблюдение дресс-кода наказывать работника не имеют права. Потому что ТК предусматривает взыскания за ненадлежащее выполнение обязанностей, а вовсе не за "ненадлежащий" внешний вид... Неправомерно и штрафовать работников. Ни за какие провинности.

Что касается применяемой на некоторых предприятиях системы штрафов (снижения зарплаты, например, за опоздания, за несоблюдение дресс-кода и т.д.), - это однозначно незаконно, - пояснили "РГ" в Роструде. - В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК работодатель может применять только три вида дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; увольнение. Этот перечень является исчерпывающим и обязательным для соблюдения всеми компаниями, за исключением отдельных категорий работников (военнослужащие, госслужащие и др.).

Другая картина с недавних пор с курением. С июля вступил в силу антитабачный закон. Он запретил курить на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Например, в медицинских, учебных зданиях и на прилегающей к ним территории курение запрещено однозначно.

Правда, закон допускает и некоторые послабления. Так, собственник имущества (проще говоря, здания) или уполномоченное им лицо, управляющее этим имуществом, может принять решение и разрешить курить в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, оборудованных вентиляцией. Собственнику, идущему навстречу курящей части коллектива, придется изрядно потратиться на мощную вытяжку. Закон требует, чтобы в "курилках" соблюдались гигиенические нормативы по содержанию в воздухе следов табачного дыма.

Совсем строгий подход, кстати, тоже в рамках закона: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставлено право устанавливать полный запрет на курение на территориях и в помещениях. Так что все зависит от доброй воли начальства.

Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:

Для работников администрация вправе применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение курения. Полный запрет, как и поощрительные меры, оформляется локальным нормативным актом (например, правилами внутреннего трудового распорядка), с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.

За нарушение требований антитабачного закона предусматривается в том числе и дисциплинарная ответственность (ст. 23). Это означает, что за курение в неустановленных местах на территории работодателя работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. На основании ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса работодатель имеет право применять три вида таких взысканий: замечание, выговор и увольнение. А вот штрафовать работника и в этом случае закон не разрешает. Налагать штраф работодатель не вправе, поскольку такая мера дисциплинарной ответственности в Трудовом кодексе просто не предусмотрена. Перечень видов дисциплинарных взысканий исчерпывающий, и пересматривать его пока не планируется.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3) в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Вопрос: Как наложить штраф на работника за курение в производственном помещении?

Обязан ли работодатель оборудовать места для курения?

Куда должны включаться перерывы на перекуры: в рабочее время или во время отдыха?

Ответ от 14.08.2014:

Курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, запрещается (п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (далее – закон № 15-ФЗ)). При этом сейчас согласно ст. 6.24 КоАП РФ за курение на отдельных территориях, объектах и в помещениях, где это запрещено, для граждан установлены штрафы в размере от 500 до 1000 рублей. Штрафы за нарушение антитабачного закона уполномочены накладывать сотрудники полиции.

В то же время для работодателя по отношению к работнику такого права не предусмотрено (в ТК РФ вообще отсутствуют нормы, связанные с курением на работе). Тем не менее, работодатель вправе установить запрет на курение на всей подконтрольной ему территории (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ). На практике запрет на курение на работе вводится в локальном нормативном акте, посвященном охране здоровья работников, либо в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Когда соответствующий запрет введен в Правилах внутреннего трудового распорядка, а сотрудник нарушает его, к нему могут быть применены меры согласно ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор. Еще раз обратите внимание: положения указанной статьи не предусматривают возможности для работодателя самостоятельно вводить и взыскивать с работников штрафы за нарушение установленных в организации запретов.

Если Правила внутреннего трудового распорядка нарушаются неоднократно, то, помимо замечания и выговора, сотруднику-нарушителю грозит увольнение. Расторжение трудового договора в данном случае происходит по инициативе работодателя за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей 1 , подробнее об этом см. в «Справочнике кадровика».

Таким образом, к работнику, нарушающему запрет на курение на территории работодателя, можно применять дисциплинарные взыскания по ст. 192 ТК РФ, вплоть до увольнения. А вот штрафовать за такое нарушение работодатель не вправе.

Отметим, что, помимо запрещающих мер, направленных на прекращение потребления табака работниками, эффективны и меры стимулирующего характера (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ). В частности, некоторые организации устанавливают специальные премии для сотрудников за их отказ от курения. Причем указанные выплаты при должном документально оформлении можно целиком списывать в расходы в целях налогообложения прибыли организации (подробнее об этом см. консультацию).

1 Соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка, включая установленный в организации запрет на курение, – это обязанность сотрудников, а не их право (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Нарушая этот запрет неоднократно, работник фактически ненадлежащим образом исполняет свои обязанности.

Как задать вопрос

может ли работодатель оштрафовать за курение

может ли работодатель оштрафовать за курение в неположенном месте? (раньше можно было курить везде на улице, теперь только в будке. информировали емэйлом, подписи ни у кого не собирали)
интересует исключительно юридическая сторона вопроса. (если ** то ** иначе, со ссылками на нормативные акты)

Можно ли оштрафовать работника за курение в здании?
Еженедельник «Экономика и жизнь» N 13, 2011 г.
Вправе ли компания установить денежный штраф за курение работников в здании, прописав это в правилах внутреннего трудового распорядка?
Нет, работодатель этого сделать не вправе.
Возможен ли штраф?
Начнем с того, что курение на рабочем месте законодательно запрещено. В статье 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее - Закон № 87-ФЗ) установлено, что в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах. Под рабочим местом в Трудовом кодексе понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Нарушение положений ст. 6 Закона № 87-ФЗ влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством. Однако в Кодексе об административной ответственности на сегодняшний момент не установлено ни состава правонарушения, ни штрафа за него. Есть только ст. 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте», в которой речь идет о курении в вагонах, тамбурах пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне.
Как видим, рабочее место в данной норме не упомянуто.
Следовательно, несмотря на наличие запрета в Законе № 87-ФЗ, к административной ответственности за курение на рабочем месте привлечь нельзя.

В Правилах регулируются только трудовые отношения
Теперь обратимся к нормам Трудового права и выясним, можно ли установить денежный штраф за курение на рабочем месте в правилах внутреннего трудового распорядка.
Предназначение правил внутреннего трудового распорядка состоит в регламентации таких аспектов трудовых отношений, как прием и увольнение работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Это закреплено в ст. 189 ТК РФ.
Предмет регулирования Правил внутреннего трудового распорядка - непосредственно трудовые отношения. Поэтому под взысканиями, о которых говорится в ст. 189 ТК РФ, имеются в виду только дисциплинарные взыскания - взыскания, которые работодатель вправе применить за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). К таким взысканиям относятся замечание, выговор, увольнение.
Материальной ответственности работника за неисполнение им трудовых обязанностей в Трудовом кодексе не предусмотрено. Значит, компания не вправе установить в правилах внутреннего трудового распорядка денежный штраф за курение работников в здании.
Привлечение работника к материальной ответственности возможно только за причиненный работодателю прямой действительный ущерб - реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния (ст. 238 ТК РФ). Если вследствие курения такой ущерб будет причинен, то работник обязан возместить его работодателю.

Наказать можно, но дисциплинарно
Единственная возможность наказать работника за курение в здании работодателя - это применить к нему именно дисциплинарное взыскание -замечание, выговор, а за неоднократность нарушения - увольнение.
Основанием для этого служат следующие нормы Трудового кодекса. В статье 21 перечислены основные права и обязанности работника. В число последних входит обязанность соблюдать требования по охране труда и обеспечению без-опасности труда.
Работодатель в свою очередь обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 ТК РФ обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, ознакомить работников с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ).
Одной из обязанностей работодателя является оснащение специально отведенных мест для курения табака. Об этом сказано в ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Согласно приложению к приказу МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определены и оборудованы места для курения.
Таким образом, курение работника вне специально отведенных для этого мест будет являться нарушением им одной из своих обязанностей. Следовательно, это является дисциплинарным проступком, факт совершения которого дает работодателю право применить к такому работнику дисциплинарное взыскание и только его.

спасибо большое! а можно прокомментировать, как это соотносится с улицей (конкретно — стоянкой а/м)?
интересуют следущие варианты:
а) территория пренадлежит фирме
б) территория арендуется (тогда я понимаю подобные вещи в праве только арендатор вытворять)
в) территория муниципальная, арендуется/в собственности только здание.

может ли работодатель А почему не в Джоб?

может ли работодатель оштрафовать за курение в неположенном месте? надеюсь работодатель создаст по максимуму проблем курильщикам.
А вообще респект работодателю.

Курение на рабочем месте - что говорит закон?

Более сорока миллионов человек по всей России употребляют табачные изделия, и многие из них считают, что запреты на курение, вступившие в силу после принятия Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, ущемляют их гражданские права и свободы.

Меры, принимаемые для охраны здоровья окружающих, включают ограничение на курение:

  • в наземном и воздушном транспорте;
  • на территории вокзалов;
  • в любых общественных организациях (культурных, образовательных и др.);
  • в зданиях государственных служб;
  • в подъездах, на рабочих местах (на производстве, в офисах и так далее).
  • Что говорит буква закона об ответственности курящих работников? Какие действия работодателей правомерны, а какие - абсолютно незаконны?

    Правовое регулирование

    Согласно первому и второму пунктам статьи 10 Федерального закона № 15-ФЗ, работодатель (индивидуальный предприниматель, юридическое или должностное лицо) обязан охранять здоровье своих подчинённых и либо полностью запретить курение на работе, либо организовать для этих целей специальные места.

    Помимо так называемого “антитабачного закона”, курение на рабочем месте регулируется Кодексом об административных правонарушениях.

    Начальник может обустроить специально отведенные места для своих никотинозависимых сотрудников или полностью запретить курение на работе абсолютно законно.

    Места для курения

    Работодатель, являющийся собственником здания и прилегающей территории, может пойти навстречу работникам и по всем правилам обустроить:

    • навесы, беседки, павильоны на открытом воздухе;
    • помещения, оборудованные мощной вытяжной системой.

    Когда таких мест не существует, работники самостоятельно ищут укромный уголок, уходят подальше от офиса/цеха. Но в подобных случаях сотрудника на законных основаниях можно обвинить в нарушении трудового распорядка, если курение имеет место быть вне обеденного перерыва.

    Штраф за курение

    После того, как антитабачный закон вступил в силу, правоохранители могут оштрафовать любого гражданина за курение в общественном месте.

    Самый большой размер штрафа установлен, если табачный дым распространяется на детской площадке или курильщик вовлекает несовершеннолетних в пагубный процесс (покупает сигареты или угощает ими, пропагандирует вредную привычку).

    Но вычитание определенной суммы из заработной платы - абсолютно незаконно. Штрафы на работе (за курение или любой другой поступок) полностью противоречат трудовому законодательству.

    Увеличение рабочего времени (например, на час) тоже идет в разрез с ТК РФ, так как нормальная продолжительность нарушена, происходит переработка. Премирование приверженцев здорового образа жизни, чтобы подтолкнуть курильщиков к отказу - дискриминация.

    Подобные нарушения Трудового Кодекса в свою очередь могут обернуться штрафами для должностных лиц и организации в целом.

    Правильный расчет заработной платы в нашей профессиональной статье.

    Ваша командировка выпала на выходной день? Изучите этот материал!

    Ответственность сотрудника

    ИП, юридическое или должностное лицо не имеют право привлечь курящего работника к административной ответственности (взыскать штраф). Но наказание за дисциплинарный проступок в рамках трудовых отношений не является нарушением закона. В этом случае к работнику могут быть применены такие формы наказания, как выговор или замечание.

    Если проступки повторяются три и более раз, наниматель имеет право уволить работника на основании восемьдесят первой статьи Трудового кодекса.

    Сотрудник может не подписывать приказы о взысканиях и обжаловать действия работодателя в государственной трудовой инспекции или иные органы, занимающиеся решением трудовых споров.

    За курение могут уволить

    «При приеме на работу мне было четко сказано: работаешь, пока не выйдешь замуж и не соберешься рожать. Как только — так сразу напишешь заявление», — рассказала «РГ» бывшая сотрудница одной из компаний. Действительно, девушке пришлось спустя пару лет уволиться.

    «У нас ввели дурацкий дресс-код. Ну, ладно, форменные юбки и жилеты — это еще можно пережить. Но вписали нам в договор требование носить ярко-оранжевые колготки. И ведь носили, куда денешься! Хорошо, что через пару месяцев запасы их иссякли, а новые фирма закупать не стала. Честно сказать, мы их нарочно рвали», — поделилась молодая сотрудница другой солидной компании.

    «А у нас ввели электронные пропуска, и теперь за двухминутное опоздание делают автоматические вычеты из зарплаты», — говорит еще один собеседник «РГ».

    Работодатели, особенно если топ-менеджеры в фирме молодые, креативные, насмотревшиеся разных разностей на зарубежных стажировках, нередко привносят на нашу российскую почву всевозможные «новации». Ну и что, что в некоторых японских корпорациях все сотрудники перед началом рабочего дня дружно поют гимн родной компании? Это же вовсе не значит, что и нам всем надо повсеместно «внедрять» подобные методы для сплочения коллектива.

    Определенные требования к работникам работодатель, конечно же, может вводить. На то и существуют правила внутреннего распорядка. Допустим, та же униформа (или дресс-код, если выражаться на новоязе) давным-давно существует и в России — у железнодорожников, в авиакомпаниях. Прижились требования типа «черный низ — белый верх и сбоку хитро завязанный платочек» и в банках.

    Во всех перечисленных случаях введение стандарта в одежде оправдано — когда работаешь с людьми, и обеим сторонам удобно, если тебя легко узнать «по одежке». Только вот чтобы это требование было в рамках закона, во-первых, оно должно быть прописано в правилах внутреннего распорядка и включено в текст трудового договора. А во-вторых, снабжать форменной одежкой (включая те же оранжевые колготки.) своих работников должна фирма. И никаких вычетов из зарплаты.

    Что касается требования не иметь «беременного» живота, держать вес, не носить бороду (случается в компаниях и такая экзотика!) — это уже входит в прямое противоречие с трудовым законом. Более того, за несоблюдение дресс-кода наказывать работника не имеют права. Потому что ТК предусматривает взыскания за ненадлежащее выполнение обязанностей, а вовсе не за «ненадлежащий» внешний вид. Неправомерно и штрафовать работников. Ни за какие провинности.

    — Что касается применяемой на некоторых предприятиях системы штрафов (снижения зарплаты, например, за опоздания, за несоблюдение дресс-кода и т.д.), — это однозначно незаконно, — пояснили «РГ» в Роструде. — В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК работодатель может применять только три вида дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; увольнение. Этот перечень является исчерпывающим и обязательным для соблюдения всеми компаниями, за исключением отдельных категорий работников (военнослужащие, госслужащие и др.).

    Другая картина с недавних пор с курением. С июля вступил в силу антитабачный закон. Он запретил курить на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Например, в медицинских, учебных зданиях и на прилегающей к ним территории курение запрещено однозначно.

    Правда, закон допускает и некоторые послабления. Так, собственник имущества (проще говоря, здания) или уполномоченное им лицо, управляющее этим имуществом, может принять решение и разрешить курить в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, оборудованных вентиляцией. Собственнику, идущему навстречу курящей части коллектива, придется изрядно потратиться на мощную вытяжку. Закон требует, чтобы в «курилках» соблюдались гигиенические нормативы по содержанию в воздухе следов табачного дыма.

    Совсем строгий подход, кстати, тоже в рамках закона: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставлено право устанавливать полный запрет на курение на территориях и в помещениях. Так что все зависит от доброй воли начальства.

    Егор Иванов, руководитель правового управления Роструда:

    Для работников администрация вправе применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение курения. Полный запрет, как и поощрительные меры, оформляется локальным нормативным актом (например, правилами внутреннего трудового распорядка), с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.

    За нарушение требований антитабачного закона предусматривается в том числе и дисциплинарная ответственность (ст. 23). Это означает, что за курение в неустановленных местах на территории работодателя работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. На основании ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса работодатель имеет право применять три вида таких взысканий: замечание, выговор и увольнение. А вот штрафовать работника и в этом случае закон не разрешает. Налагать штраф работодатель не вправе, поскольку такая мера дисциплинарной ответственности в Трудовом кодексе просто не предусмотрена. Перечень видов дисциплинарных взысканий исчерпывающий, и пересматривать его пока не планируется.

    Какой размер штрафа за курение в общественных местах?

    Штраф за курение в общественных местах предусмотрен нормами КоАП РФ. О размере таких штрафов и местах, курение в которых может повлечь за собой наложение штрафа, мы поговорим в этой статье.

    Закон о курении в общественных местах

    Вышеуказанный закон регулирует среди прочих вопросы, касающиеся курения в общественных местах и призван в значительной мере затруднить жизнь курильщикам, тем самым не только ограждая некурящих от ядовитого дыма, но и некоторым образом подстегивая курящих к избавлению от пагубного пристрастия.

    В соответствии с действующим законодательством запрещено курить в общественных местах (местах массового скопления людей), ближе чем в 15 метрах от входа в общественные здания, на территории ж/д и речных/морских вокзалов, предприятий общепита и социально-бытовых услуг, культурных, образовательных и развлекательных учреждений. Под запретом курение и в организациях временного размещения (гостиницах, отелях, хостелах и т. п.). То же самое требование распространяется на поезда дальнего следования и морские суда, территории детских площадок, подъезды и т. д. Другими словами, курить без страха быть оштрафованным теперь можно только на улице, в отдалении от различного рода предприятий, учреждений и организаций, автобусных остановок и иных мест массового скопления граждан, а также в своей квартире.

    Важно отметить, что ответственность за курение в неположенном месте наступает не только для граждан, которые собственно курят, но и для тех, кто обязан обеспечить надлежащее уведомление о запрете курения. То есть юридические лица и ИП должны оснастить свои помещения знаками, запрещающими курение везде, кроме специально отведенных для этих целей мест. При этом такие места должны быть оборудованы вытяжкой и отвечать требованиям пожарной безопасности.

    Штраф за курение в общественном месте

    В случае пренебрежения требованиями закона представители правоохранительных органов могут применить в отношении вас административное наказание в виде штрафа, размер которого зависит от того, какие именно деяния вы совершили. Таким образом, может быть применен один из следующих вариантов штрафов:

    1. В случае если вы курите в месте, которое в соответствии с положениями антитабачного закона относится к запрещенным, представитель власти может составить в отношении вас административный протокол и назначить наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1 500 рублей.
    2. Если гражданин курил не просто в общественном месте, а на детской площадке, то размер штрафа заметно увеличивается. В этой ситуации административный штраф составит от 2 000 до 3 000 рублей.
    3. Если лицо участвует в вовлечении несовершеннолетнего в процесс потребления табака, ему придется ответить за содеянное, уплатив государству штраф в размере от 1 000 до 2 000 рублей. Привлечь к ответственности по этому пункту можно лиц, которые приобретают табак для несовершеннолетних, угощают их сигаретами или пропагандируют среди них идею табакокурения.
    4. Если действия, описанные выше, совершаются родителями несовершеннолетнего, то штраф составит от 2 000 до 3 000 рублей.
    5. Иные штрафы, предусмотренные антитабачным законодательством

      Вышеперечисленные штрафы относятся только к тем лицам, которые непосредственно курят или провоцируют несовершеннолетних к такого рода действиям. Однако закон предусматривает ответственность не только для них, но и для лиц, которые обязаны принимать меры для того, чтобы ограничить потребление табака или создать специальные условия для курящих лиц.

    6. В случае неисполнения юридическим лицом или должностными лицами обязанностей по размещению знаков, запрещающих курение, или нарушения ими порядка размещения таких знаков в отношении них могут быть применены санкции в виде штрафа. Для должностных лиц штраф составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 60 000 рублей.
    7. Если юридическое лицо не исполнило свою обязанность по оснащению места для курения (как на открытом воздухе, так и в изолированных помещениях), то это может стать основанием для наложения штрафа. На должностных лиц предприятия - от 20 000 30 000 рублей, на юридическое лицо - от 50 000 до 80 000 рублей.
    8. В случае если ИП или юридическое лицо не исполняет свою обязанность по осуществлению контроля над курением табака, тем самым не осуществляя защиту здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма на своих территориях, в отношении них также могут быть применены административные санкции в виде штрафов. Для индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц - от 60 000 до 90 000 рублей.